Автор: Марина Литвиненко
Есть два переживания, с которыми справляться в одиночку, на мой взгляд, труднее всего. Я говорю об отвержении и отчаянии.
Эти переживания захватывают целиком. От них также нельзя спрятаться, как невозможно скрыться от себя. От этого они так тяжело выносимы. Днём среди людей быть легче, самое непростое время суток – ночь, когда она бессонна, и вы остаётесь наедине с собой.
Кто-то пытается забыться с помощью алкоголя, кто-то устремляется в новые отношения, кто-то срывается с места и уезжает, кто-то загружает себя работой, etc. И при этом, порой, эти «кто-то» до последнего не могут себе признаться в реальном своём положении, находя все возможные объяснения своего поведения (что сделано, что можно было бы сделать) и мотивов того человека, кто отверг – оправдания ли это или обвинения, месяцы и годы могут уйти на это.
Думается, каждый хоть раз в жизни соприкасается с отвержением в той или иной форме и связанным с ним отчаянием, будучи отвергнутым либо отвергающим. Лично моё наблюдение, что сумев прожить (word даёт очень удачный синоним «продышать») эти переживания, человек субъективно становится более зрелым, целостным, внутренне свободным.
Что значит, суметь прожить?
Это означает, пропустить эти переживания через себя - не отворачиваться спиной, не бежать, не пытаться забыть, заморозить, объяснить логически, а для начала просто признать их, не сопротивляться им. Буквально, необходимо признать своё состояние – «я в отчаянии», тем самым, признаться в собственном бессилии, беспомощности. Очень сложно признать, невыносимо сложно, «я отвергнут» или «я отвергнута». Заметку я начала со слов, что эти чувства тяжело пережить в одиночку. Их очень важно разделить с кем-то. Важно кому-то произнести, глядя в глаза – «меня отвергли», и чтобы взяли за руку, обняли за плечи, просто побыли рядом. Именно тогда, когда эти слова произносятся вслух и тем более кому-то, человек, словно, действительно начинает видеть и признавать реальность. И тогда уже в этой новой реальности учится жить.
Недавно в сессии я предложила клиентке произнести эти слова. Она не смогла, не осилила с первого раза, начала фразу, но, как говорят, буквально у неё язык не повернулся её закончить. Но она произнесла: «Так, похоже, и есть. И это очень тяжело признать». Со своей скоростью она подходит к осознанию, принятию факта отвержения.
Важно, очень важно сохранить внутреннее состояние «Я – Ок!» и не ожесточиться. В этом очень помогает поддержка близких людей, помощь психолога. И ещё, если есть возможность проговорить и пережить в контакте всё это с тем, кто отверг, если человек готов (раньше или позже, предлагает сам или это ваша просьба), это важно сделать, в первую очередь, для себя. Тогда у вас есть шанс не заморозиться, не оборвать контакт, оставив отношения в подвешенном состоянии непрояснёнными, а прожить, завершить отношения и, кто знает, возможно, с этим же человеком начать какие-то новые - дружеские, партнёрские. Если же чувства заморозить, то срок их хранения бывает потрясающе долог, и этот тяжёлый морозильник вы носите с собой – в страхах и опасениях в «новых» отношениях («новых» в кавычках, так как вы в них со старым багажом), в зажимах в теле и болезнях, etc.